Курамшин Булат Камилевич
Преподаватель семинаров по общей химии
Трехкратный победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии; двукратный золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады; золотой медалист Международной олимпиады по химии; студент 4-го курса Химического института имени А.М. Бутлерова КФУ
В восьмом классе я поступил в Лицей №131 города Казани, в котором профильными предметами считаются физика и математика. Именно поэтому, ожидая повышенного уровня требований только по этим предметам, меня очень задели и разозлили первые несколько оценок по химии: за первую контрольную по химии я получил тройку, за вторую – четверку. Во многом именно из-за этих двух оценок я и увлекся химией.
Конечно, изначально передо мной стояла цель просто дорасти до оценки «отлично» по школьной шкале. Поэтому меня ничуть не удивило то, что на школьной олимпиаде в 8 классе я занял одно из последних проходных мест во втором десятке учеников. Удивился и обрадовался я только тогда, когда последовал первый успех – победа на городской олимпиаде. С того момента занятия химией стали уже не просто стоящими в одном ряду с остальными школьными предметами домашними заданиями, а настоящим увлечением. Началось все, таким образом, с мотивации на избежание четверок, но с победы на первой городской олимпиаде мотивация была уже исключительно на успех в олимпиадах. Отсюда первое, чем можно поделиться: цените плохие оценки и неудачи вообще – пусть они вас злят и не дают опустить руки!
Затем, в девятом классе, мне удалось стать победителем Всероссийской олимпиады школьников по химии, в десятом – Всероссийской и Международной Менделеевской, а в одиннадцатом – Всероссийской, Менделеевской и Международной олимпиад. Когда все эти победы уложены компактно в одну-две строчки, кажется, что от начала и до конца все шло как по маслу – быстро и безболезненно, но эти три года почти постоянных олимпиад были самыми сложными в плане работы по освоению огромного объёма материала – приходилось и биться над одним и тем же непонятным вопросом неделями, и получать разные противоречащие друг другу ответы на один и тот же вопрос из разных источников, и засиживаться над интересной задачей по нескольку часов. Всё это похоже на затяжной марафон, в котором по нескольку раз в год записываются промежуточные результаты, а не только один Большой Результат на финише в 11 классе. И главное на этом марафоне – после любой остановки на отдых продолжать с большей силой. Поэтому второе правило, которым можно руководствоваться на этом маршруте: всегда ищите вопросы, на которые вы еще не знаете ответов, и пытайтесь достигнуть максимальной глубины знаний в них – они будут для вас маяками и ориентирами на этой марафонской дистанции!
Спортивная аналогия (раз уж мы говорим про олимпиады) может быть продолжена и далее. Бегуну, как известно, нужен тренер, причем необходимость в тренере возникает еще до забега. Таким тренером является учитель химии. У меня были замечательные, опытные тренера, им удалось подготовить меня к забегу так, что стыдно им никогда за меня не было. Поэтому третий «лозунг»: цените своих учителей, они дают старт, определяющий и длину дистанции, которую вам придется пробежать самостоятельно, и вашу скорость на ней.
Порой спортсмену нужен «допинг» (не обязательно медицинский препарат), который помогает ему не останавливаться на передышки подольше и бежать побыстрее. Для меня таковым являлось наличие сильных соперников в моем же Лицее – когда дышат в спину и постоянно наступают на пятки, работоспособность резко повышается. Поэтому четвертый и последний вывод: будьте благодарны ближайшим вашим олимпиадникам за их существование – пока они есть, вы точно не перестанете развиваться и не дадите остановиться в развитии им!
Когда мой забег закончился, я стал тренером других начинающих «спортсменов». В этой преемственности заключается один из самых эффективных каналов передачи знаний от старших поколений младшим, потому что именно только что закончивший бежать спортсмен как никто другой может рассказать, что должен уметь человек, собирающийся начать забег, к чему надо быть готовым. В этом смысле Академия Химии – отличный инструмент подготовки школьников.
* — рейтингом преподавателя по итогам предыдущей ВИХШ «Академия Химии» является средний балл анонимных оценок участников мероприятия (от 0 до 10). Рейтинг преподавателя отсутствует в случае, если он не преподавал на Академии Химии ранее.